175. Mitsubishi A6M Zero («A» — истребитель; «6» — модель; «M» — Mitsubishi) — японский лёгкий палубный истребитель времён Второй мировой войны. Выпускался с 1940 по 1945 год, всего построено 11 000 единиц. A6M имел техническое превосходство над самолётами союзников до конца 1942 года, когда американские соединения начали вооружаться «Лайтнингами», которые могли диктовать условия схватки, используя свое преимущество в лётных характеристиках на больших высотах.[1]. В 1943 году союзные истребители превзошли A6M по огневой мощи, бронированию и скорости, а также сократили отставание по манёвренности. В 1944 году A6M окончательно устарел, но продолжал производиться. В последние месяцы войны использовался для атак камикадзе. Название «Морской палубный истребитель Тип 00 Модель 11» A6M получил от последних чисел года выпуска — 2600 год по японскому летоисчислению (1940 г). В Японии его неофициально называли «Рейзен», кодовое имя данное союзниками — «Зике» (Zeke). Пилоты же называли A6M просто «Зеро» (англ. «Ноль»). (Halinski KA 1994-04).
176. Convair B-36 (Конвэйр Б-36) — американский межконтинентальный бомбардировщик. Неофициальное название — «Peacemaker» («Миротворец»). Является самым большим серийным самолётом с поршневыми двигателями и самым большим боевым (не транспортным) самолётом в мире за всю историю авиации. B-36 имел 6 поршневых двигателей с толкающими винтами (т. е. винты были за крылом, а не перед ним, как обычно). B-36 никогда не участвовал в реальных боевых действиях, однако широко использовался как разведывательный самолёт (модификация RB-36). Его огромные размеры позволяли размещать в нём фотокамеры высокого разрешения, а большая высота полёта делала его недосягаемым для зенитной артиллерии и истребителей тех лет. Предполагают, что в 1950-х годах B-36 совершил несколько разведывательных полётов над территорией Китая и СССР. (Fiddlers Green).
177. Рипаблик F-105 Тандерчиф (англ. Republic F-105 Thunderchief) — истребитель-бомбардировщик ВВС США, предназначавшийся для доставки ядерного оружия и сыгравший значительную роль в американской войне во Вьетнаме. Исследования по проекту будущего F-105 были начаты в 1951 году фирмой Рипаблик Авиэйшн, специализировавшейся на создании тяжелых истребителей-бомбардировщиков (P-47 «Тандерболт», F-84 «Тандерджет», F-84F «Тандерстрик»). Самолет предназначался для маловысотного прорыва ПВО СССР с нанесением ядерного удара и должен был заменить в этой роли F-84F. Первый полёт опытный образец YF-105A совершил 22 октября 1955 года, превысив при этом скорость звука. В марте 1956 года ВВС США заключили с Рипаблик Авиэйшн контракт на поставку первых серийных F-105B. В том же году самолёт получил свое официальное название «Тандерчиф» (Громовержец). На этот момент эта машина была самым большим одноместным боевым самолётом в мире. Всего было построено 833 «Тандерчифа», серийное производство прекратилось в 1964 году. ВВС США намеревались заказать не менее полутора тысяч самолётов, однако эти планы были пересмотрены после принятия на вооружение истребителя-бомбардировщика F-4. F-105D: наиболее массовая модификация, отличавшаяся от F-105B более мощным двигателем и новой системой управления огнем, позволявшей действовать в любых погодных условиях. Первый полёт — 9 июня 1959 года. Построено 610 машин. (GELI 031).
178. Ан-10 — советский среднемагистральный пассажирский самолёт. Создан под непосредственным руководством Олега Антонова. Разработка нового четырехдвигательного пассажирского самолета "У" ("Украина"), предназначенного для эксплуатации на авиалиниях протяженностью от 500 до 2000 км, началась в АНТК им. О.К. Антонова в конце 1955 года. Первый полёт Ан-10 совершил 7 марта 1957 года, за штурвалом которого находился экипаж в составе командира Я.И. Берникова, второго пилота В.А. Шевченко, штурмана П.В. Кошкина, бортмеханика А.В. Калиничина, бортэлектрика И.Д. Евтушенко и ведущего инженера по испытаниям А.П. Эскина, с аэродрома Киевского авиазавода в Святошино. Посадку самолет произвел на военном аэродроме в Борисполе. Первая публичная демонстрация самолёта состоялась в июле 1957 года в аэропорту Внуково. 27 апреля 1959 года Ан-10 выполнил свой первый технический рейс, а ровно месяц спустя состоялся рекламный полет по маршруту Киев - Москва - Тбилиси - Адлер - Харьков - Киев. По расчетам, а Ан-10 в те годы был в числе самых рентабельных самолетов, стоимость перевозки одного пассажира была значительно ниже, чем на Ту-104А, главным образом, из-за большей пассажировместимости. Производился с 1957 по 1960 гг. Единственный оператор самолёта-Аэрофлот. Произведено всего 108 лайнеров. Конструкция фюзеляжа почти полностью совпадает с конструкцией фюзеляжа Ан-12. Главное отличие — задняя часть самолёта выполнена как часть салона для перевозки пассажиров. В 1973 году приняли решение о прекращении эксплуатации на линиях Аэрофлота всего парка самолетов Ан-10. (Kranich).
179. PWS-10 - польский истребитель. В 1928 году инженеры Александр Грдзельский и Август Бобек решили заняться новым для компании делом - разработкой истребителей. В итоге появился на свет проект PWS-10. Военные выразили заинтересованность в проекте и в 1929 году Министерство Обороны выделило деньги на два самолета. В марте 1930 года Рутковский облетал первый прототип, а во второй половине всего того же года вторую машину передали на испытания в IBTL. Это был подкосный моноплан с крылом типа парасоль, неубирающимся шасси с хвостовым костылем и двигателем Lorraine-Dietrich, построенным компанией Skoda. Испытания самолета показали приемлемые (но не более) летные характеристики. Тем временем главный конкурент истребителя PZL P-1 требовал значительной доработки руководство ВВС сделало выбор в пользу PWS-10, что выразилось в выделении средств на закупку 80 самолетов. Весной 1931 года началось серийное производство самолета, а в конце года из сборочных цехов вышел первый серийный самолет. А в первой половине 1932 года производство было завершено. Летом 1932 года истребители стали поступать на вооружение истребительных эскадр 2, 3 и 4-го Авиаполков и в тренировочные эскадры 1 и 5-го. Однако истребитель продержался на вооружении недолго и уже в 1933 году начал заменяться на PZL P-7а. До 1939 года ПВСы использовали в тренировочных целях в летной школе в Деблине. Именно в составе смешанной группы этой школы истребители выполнили несколько боевых вылетов в сентябре 1939 года. В 1936 году 20 PWS-10 было продано испанским мятежникам. Тут самолеты получили собственное имя "Чигуита" и использовались до 1938 года. (Plane Card 2008-01).
180. Мессершмитт Me.309 - немеций опытный истребитель. Командование Люфтваффе неоднократно обращалось к фирме «Мессершмитт» с просьбами увеличить скорость и радиус действия истребителя Bf 109, а также усилить его вооружение. Проводя работы по последовательному совершенствованию Bf 109, шеф фирмы Вилли Мессершмитт в 1940 г. принял решение разработать новый истребитель с использованием новейших достижений самолетостроения, включая полностью убираемое трехстоечное шасси, гермокабину и радиатор переменной площади сечения. Новый самолет, которому было присвоено обозначение Me 309, действительно, мог стать очень неплохим истребителем. Он представлял собой одномоторный цельнометаллический низкоплан с новым для того времени шасси с носовой стойкой. С учетом нареканий летчиков на недостаточную устойчивость Bf 109 при рулежке, обусловленную малой колеей шасси, Me 309 имел шасси с увеличенной примерно в полтора раза колеей. Основные стойки шасси убирались в полете в направлении к фюзеляжу, а носовая стойка убиралась назад в фюзеляж с поворотом на 90°. Расположенная в средней части фюзеляжа герметичная кабина пилота была закрыта фонарем характерной каплеобразной формы, обеспечивающим хороший обзор во все стороны. Здесь необходимо отметить, что разработка Me 309 велась без особенной спешки. Во-первых, оказалось, что конструкция Bf 109 обладает значительным резервом для совершенствования и что посредством относительно несложной модернизации Bf 109 можно все время поддерживать на уровне постоянно возрастающих требований. Во-вторых, в один день с полетом первого опытного образца Me 309 VI состоялся третий, и на этот раз успешный, полет реактивного истребителя Me 262 V3. В этой связи ни фирма «Мессершмитт», ни командование Люфтваффе не были всерьез заинтересованы в создании нового истребителя с поршневым двигателем, требующего весьма значительного объема работ по доводке и организации серийного производства. Так что, когда в июле 1943 г. фирма «Мессершмитт» изготовила последний из заказанных четырех опытных образцов Me 309, дальнейшие заказы не последовали. (ThaiPaperWork).